Устин Рассказов (ustin) wrote,
Устин Рассказов
ustin

Выставка «Энциклопедия фотографии (1891-1991)»

На выходных я любовался фотографиями.

Экспозицию составляют 10 залов, следующих (кроме зала Авангарда) в хронологическом порядке.

Для затравки: А. Родченко «Пожарная лестница». 1925, «Пионер-трубач». 1930



Что объединяло Маяковского и Родченко?
Почему отказывались публиковать известнейшее фото «Знамя Победы над рейхстагом»?
Как ученый за счет публикации фотографии с научными выкладками добился признания своего открытия?

Фотоотчет под катом.


Авангард

1.



2. А. Родченко «Владимир Маяковский». 1924



Родченко и Маяковский познакомились на одном из вечеров, посвященных стихам и образовали тандем: Родченко рисовал, Маяковский, соответственно, писал. Известная фраза «Нигде кроме, как в Моссельпроме» и художественное оформление здания - принадлежит им.

Дом Моссельпрома находится в Калашном переулке рядом с м. Арбатская (то ли синей, то ли голубой). Одна из первых Московских высоток, кстати.

3. Б. Игнатович. Слева сверху – «Контроллер». 1930. Слева снизу – «Молодость». 1937, справа – «Душ». Не позднее 1935го.




4. И. Шагин. Слева – «Молодость». 1933, справа – «Спортивный парад». 1936




5. А. Штейнберг «Парашютистка Нина Беляева». 1930е




6. Я. Халип. Слева - «На дозоре».1936, справа «Памятник Федорову. Дирижабль СССР-В-6».1937




7. А. Шайхет «Экспресс. Станция Удельная». 1939




Пикториализм – течение Авангарда, для которого характерна приближенность к рисунку, достигаемая за счет мягких тонов, фильтров. Приверженцев этого течения называли «неудавшимися художниками».


8. С. Лобовиков. Слева – «Учительница». 1903, справа сверху – «Вдовья думушка». 1907-1908. Справа снизу - «Дедова радость». 1907-1908




9. Н. Петров. «Солнце и розы». 1907, «Нина Александровна Петрова». 1912




10. В. Улитин. Сверху - «Корабль в отлив». 1926, снизу - «Птичий базар». 1920-е




11. Н. Андреев. «Зима». 1920-е, «Закурил!». 1924(1926)





Русская дореволюционная фотография 1891-1917гг

В 1894 году в Москве создается Русское Фотографическое Сообщество (РФО), цель которого: «разработка и распространение художественных, научных и технических знаний в области фотографии».

Появляются портативные камеры. Начинают выходить журналы, посвященные процессу фотографирования и самой фотографии.

К. Булла – самый популярный дореволюционный фотограф. На Невском проспекте до сих пор работает фотостудия его имени. Жители культурной столицы, видели ее?

Цветные фото получаются за счёт троекратной съемки с разными фильтрами (красный, зеленый, синий).


12. С. Прокудин-Горский «Портрет писателя Льва Толстого». Ясная поляна, 23 мая 1908г




13. П. Венедиктов «Андрей Александрович Козаков». Ялта, 1910-1911





Фотография революционной России

В первые дни после революции Совет народных депутатов выдал нескольким фотографам разрешения снимать события, в результате которых произошло рождение нового государства рабочих и крестьян. За фотографами следили фотокомитеты. Их задача – разъяснять: что, кого и как снимать? Фотография – рычаг пропаганды.

Но фотографии негде печатать – выпуск журналов прекращен. Поэтому стали устраивать передвижные выставки, оформлять фотовитрины, использовать агитационные поезда. Так «правильность» новой власти доносилась и до в том числе безграмотного населения.


14. К. Булла. Слева «Митинг у Таврического дворца». Петроград, 1917, справа «Расстрел войсками временного правительства мирной демонстрации на углу Невского проспекта и Садовой улицы». Петроград, 1917




15. А. Савельев «Агитпоезд «Красные казаки».1920-1921 (снизу и справа) и «Агитпоезд «Советский кинематограф».1921




16. М. Наппельбаум «Владимир Ленин». 1922





Социалистический реализм

Задача фотографии – создание и поддержание мифа о счастливой стране.


16. И. Шагин «Первый регулировщик в Москве». 1930




17. М. Марков-Гринберг «Молодость». Калязин, 1932




18. А. Хлебников «Хлеб».1936




19. А. Егоров «Футбол на Красной площади после физкультурного парада». Москва, 1936





Фото войны 1941 – 1945гг

Фронтовые фотографы все годы войны находились рядом с солдатами на полях сражений, в штабах, заводах, госпиталях.


20. Е. Халдей «День первый», 22 июня 1941г




21. Д. Бальтерманц «Горе из серии «Так это было», Керчь, январь 1942

Цензура не пропустила фотографию, т.к. на ней больше 3х трупов. Фото опубликовано лишь в 70-х.




22. М. Альперт «Комбат», 1942




23. Сверху - А. Гаранин «Смерть солдата», Южное направление, 1942, снизу – Ольга Ландер «Подносчик боеприпасов…», Украина, 1943




24. Е. Халдей «Знамя Победы над рейхстагом». Берлин, 2 мая, 1945г.




Известное на всю страну фото было постановочным. Фотограф привез в Германию скатерть (на фото именно она, а не флаг), попросил поучаствовать солдат, в итоге отснял две пленки. Но редактор, посмотрев на фото, отказал в его публикации.

Знаете почему?

Для подсказки – увеличенный фрагмент оригинальной фотографии.




Фотография все же увидела свет, но до этого Халдею пришлось поработать иголкой.


Послевоенная фотография

Свобода фотографии по-прежнему ограничена, царит постановочный репортаж. Часто в кадры посвящают: шахтерам, артистам, врачам, студенты-отличникам, спортсменам.


25. Д. Бальтерманц «Испытание нового автомобиля ЗИС-110». 1947




26. Е. Халдей «Театр кукол С. Образцова». 1952




27. Э. Евзерихин «Новая гостиница «Украина», Москва, 1957





Фотография эпохи «оттепели»

На смену официальным снимкам военных и спортивных парадов пришли кадры, еще постановочные, но позволяющие взглянуть на эпоху с другого ракурса.


28. В. Ахломов «Грачи прилетели». Москва, 1960




29. В. Тарасевич «Дуэль». 1963

Эта фотография имеет удивительную историю (или байку). Узнав, что физика-ядерщика В. Балашова будут снимать для журнала (кажется, «USSR»), предназначенного для западного читателя, ученый вывел на доске реальные расчеты своего открытия, которое нигде не принимали.

Фото опубликовали. Через некоторое время французские ученые связались с учеными из МГУ, дабы подтвердить корректность расчетов.

В итоге, перепроверив, открытие Балашова признали и на Родине.




30. Г. Петрусов «Летайте самолетами «Аэрофлота». 1960-е




31. В. Тарасевич «Поцелуй». 1966




32. В. Лагранж «Студенты мехмата МГУ». 1969





Советская фотография 1970-х – 1980-x

Фотоискусство раскололось на два направления: разрешенное государством (цензурированное) и «подпольное».


33. Н. Свиридова и Д. Воздвиженский «После школы». Москва,1963




34. Д. Бальтерманц «Трубы для газопровода. Из серии «Путешествие по сибирской реке Обь». 1971




35 и 36. Ю. Рыбчинский диптих «Певческая эстрада в Сокольниках». Из серии «в сторону магистрали». 1971


35.




36.




37. А. Лапин. «Земной шар». 1986





Перестройка

На данном этапе ослабевает цензура, снимаются многие запреты (в частности, с русского рока).


38. С. Борисов «Гласность и перестройка». 1986




39. С. Борисов «Диалог». 1983




40. И. Мухин «Виктор Цой». 1986




41. И. Мухин «БГ». Ленинград, 1987




42. А. Безукладников. «Жанна Агузарова, группа Браво». 1986




Пожалуйста, ничего не говорите про ББ:)
Tags: музей экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments